• /
  • /
06.07.2021

ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ ≈ 15 МИН.

Что такое цепи поставок: концепция, виды, преимущества

Экспертный материал

  • Татьяна Ваганова
    Старший консультант

Содержание

Концепция управления цепочками поставок: основные определения

В середине девяностых параллельно с формированием рыночной экономики в России в общем популярном виде появляется понятие «Логистика». В это же время происходит процесс становления логистики как отдельной дисциплины, адаптированной к рыночным отношениям. В начале нулевых, с выпуском первых специалистов по этому направлению, происходит изменение организационных структур предприятий – логистика выделяется в отдельные самостоятельные подразделения со своими четкими целями, задачами и KPI. С этого момента начинается стремительное развитие подходов к повышению эффективности логистических процессов и управлению цепочками поставок.

В статье мы рассмотрим основные понятия и существующие подходы в концепции управления цепями поставок.

Цепь поставок – система процессов, определяющая формирование информационных, материальных и финансовых потоков от поставщиков до конечных потребителей. Она состоит из множества звеньев – объектов цепи.

Гибкая и эффективная цепь поставок сегодня – это одно из самых основных конкурентных преимуществ компании в любой отрасли и на любом рынке. Цепи поставок тесно связаны с производством, маркетингом, продажами, финансами и другими подразделениями компаний.

Сегодня деятельность, направленная на управление цепями поставок, приобрела не меньшую важность в продвижении продуктов, чем маркетинг. Привлекая покупателя качественно выстроенной маркетинговой кампанией, невозможно увеличить долю рынка продукта без эффективно выстроенных процессов цепи поставок.

Управление цепями поставок – системный подход к организации процессов, входящих в цепочку с целью снижения рисков и достижения измеримых экономических эффектов – снижения операционных затрат и повышения уровня сервиса.

Основные процессы, входящие в управление цепочками поставок: прогнозирование, планирование, закупка сырья и материалов, производство, складирование, доставка, управление ценами на логистические услуги и распределение продукции.

Прогнозирование – это процесс формирования прогнозов, результат которого выражен в количественной или иной форме и представляет собой оценку возможного уровня спроса на продукт или состояния объекта каждого элемента цепи на будущий период времени.

Планирование – это процесс формирования планов по управлению ресурсами цепи поставок, основанных на бизнес-целях и прогнозах.

Закупка сырья и материалов – это процесс снабжения предприятия сырьем и материалами, которые используются для производства продуктов, упаковки или их продвижения.

Управление запасами – это процесс обеспечения запасами, необходимыми для операционной деятельности компании, при достижении определенного баланса между затратами на поддержание запасов и уровнем сервиса.

Складирование – это процесс, заключающийся в комплексе действий, отвечающим всем необходимым требованиям и правилам, связанным с характеристиками обрабатываемого продукта: приемке, сборке и хранении его запасов.

Доставка – это процесс физического перемещения продукта из одной точки в другую, например, перемещение сырья со склада поставщика до склада производителя для поддержания необходимого запаса в цепи поставок.

Управление ценами на логистические услуги – это процесс, оказывающий существенное влияние на ценообразование конечного продукта и его конкурентоспособность. Он заключается в непрерывном анализе и контроле ситуации на рынке логистических услуг и конкурентных предложений, выстраивании долгосрочных партнерских отношений. Цена на рынке логистических услуг может изменяться по разным причинам: регулярные сезонные колебания грузопотоков, правовое регулирование, растущая цена на топливо и электроэнергию, возникновение дефицита вследствие износа парка подвижного состава, повышение стоимости техники и транспортных средств, растущая цена на аренду недвижимости и другое.

Процессы, входящие в управление цепями поставок (Supply chain management, SCM) принято условно разделять на первичное и вторичное распределение товаропотоков (Primary distribution и Secondary transportation).

Первичное распределение включает в себя закупку сырья, полуфабрикатов или готового продукта и их доставку к местам производства, сборки или хранения.

Вторичное распределение товаропотоков – организация доставки готового продукта со склада до розничных магазинов или непосредственно до самих конечных покупателей.

Уровни управления цепями поставок и решаемые задачи

Концепция управления цепями поставок основана на принципах стратегического выстраивания взаимосвязей с клиентами и посредниками. Она заключается в синхронизации бизнес-процессов компании, участвующих в товародвижении.

Выделяют 3 основных уровня управления цепями поставок:

  1. Стратегический (Strategic Supply Chain Management, SSCM),
  2. Тактический (Supply Chain Planning, SCP),
  3. Операционный (Supply Chain Execution, SCE).
На верхнем уровне формируется стратегия развития управления цепочками поставок и определяется возможный набор их звеньев. Стратегия позволяет выявить потребность и оценить эффективность инвестиций в изменении инфраструктуры компании. Целью стратегического управления является минимизация совокупных логистических затрат, включающих затраты на закупку, производство, хранение, распределение и доставку продуктов при достижении целевого охвата рынка и уровня сервиса.

На стратегическом уровне управления цепочками поставок решаются следующие задачи:

1) создание оптимальной логистической инфраструктуры, соответствующей стратегии развития компании и обеспечивающей надежность цепи поставок;

Определяется стратегия развития, которая включает в себя общий необходимый уровень мощности логистической инфраструктуры и каждого элемента цепи поставок по отдельности, определение специализации промышленных и/или складских площадок по продукту в соответствии с маркетинговыми исследованиями уровня спроса и их географическое расположение.

2) управление ресурсами, запасами и целями всей цепи поставок, сроками планируемых изменений и размером их шага;

3) оптимизация расходов и снижение рисков, связанных с оказанием логистических услуг контрагентами;

4) формирование набора логистических услуг, предлагаемых клиентам, определение целевого уровня сервиса.

Можно выделить такие основные стратегии управления цепями поставок как стратегия всеохватности, стратегия сфокусированности на канал сбыта, стратегия индивидуализированного обслуживания потребителя и стратегия операционной динамичности.

При стратегии всеохватности основная цель заключается в обеспечении доступности продуктов с высоким спросом и конкурентоспособности их стоимости и подразумевает создание широкой производственной и (или) распределительной сети, ориентированной на продвижение бренда.

В стратегии сфокусированности на канале основными целями для производителя являются качество, цена и привлекательность производимых продуктов или услуг для каналов реализации; ответственность за реализацию продуктов или услуг конечным потребителям несет канал сбыта.

Стратегия индивидуального обслуживания потребителей подразумевает повышение ценности реализуемых продуктов или услуг за счет учета индивидуальных потребностей клиентов. Цена на продукты или услуги, реализуемые компаниями по данной стратегии, как правило, существенно выше среднерыночных.

Стратегия операционной динамичности означает управление цепями поставок продуктов и услуг, реализуемых на рыночных условиях; главными целями являются адаптация компании к конкуренции на рынке, координация и контроль действий всех участников цепи поставок, доступная и рыночная цена. Эта стратегия позволяет оперативно изменять конфигурацию цепи и характеристик продуктов для удовлетворения изменяющихся запросов потребителей.

На тактическом уровне составляются сами цепи поставок: определяется набор и последовательность звеньев, формируются входящие и исходящие потоки, планируется бюджет. Тактическое планирование оказывает прямое влияние на показатели эффективности компании, ценообразование и в значительной степени определяет их конкурентоспособность.

Тактический уровень определяет период управления и планирования уже имеющихся ресурсов на горизонте от одного месяца до года и не подразумевает под собой изменение целей и принципов, которые определила стратегия управления цепями поставок.

Задачи, решаемые на тактическом уровне управления цепочками поставок:

1) управление процессами планирования товаропотоков и товарных запасов, прогнозирование в цепи поставок, внедрение инструментов автоматизации;

Планирование товаропотоков цепи поставок, размеры товарных запасов и договорные условия оплаты поставщикам, определяемые на тактическом уровне, оказывают большое влияние на оборотный капитал компании. Неправильные решения, ошибки планирования и, как следствие, чрезмерные вложения денежных средств в товарные запасы могут неминуемо привести компанию к увеличению доли заемных средств и нарушению платежных обязательств.

2) оптимизация расходов и снижение рисков в цепи поставок путем планирования оптимальных цепочек на тактическом горизонте;

3) управление рисками и неопределенностями в цепи поставок (обеспечение бесперебойности и простоты системы пополнения запасов, расчет нормативных запасов);

4) формирование единой информационной среды, понятной системы мониторинга операций и запасов;

5) управление качеством обслуживания клиентов обработка рекламаций, организация возвратов продукции;

6) управление цепочками поставок и их гибкостью к изменениям рынка и его потребностей.

Операционный уровень управления цепочками поставок отвечает за само исполнение, выполнений различных операций: обработку заказов клиентов, пополнение запасов склада, доставку продукции клиентам и другое.

Задачи, решаемые на операционном уровне управления цепочками поставок:

1) организация недельного или суточного планирования цепи поставок, пополнение запасов, выполнение целевых KPI; прием и обработка клиентских заказов;

2) доставка продукции клиентам, контроль за простоем транспортных средств под различными операциями;

3) складирование и упаковка товаров;

4) оформление товаросопроводительной документацией, в том числе и таможенное оформление;

5) обеспечение безопасности и контроля за выполняемыми операциями и товароматериальными ценностями.

Существующие подходы к управлению цепочками поставок и их оптимизации на всех уровнях позволяют компаниям достигать существенного снижения затрат на доставку сырья и готовой продукции, уменьшения цены и скорости обработки заказов, уменьшения складских запасов и площадей, увеличения прибыли.

Звенья в цепочках поставок

Звеньями цепочек поставок могут быть:

  1. поставщики,
  2. производители,
  3. потребители,
  4. посредники логистических услуг (транспортные компании, склады, терминалы, порты и т.д.).
Конфигурацию цепочек поставок определяет, прежде всего, специфика бизнеса и каналы реализации товаров.

Самыми распространенными являются цепочки поставок производственных компаний, которые включают в себя наиболее типовую комбинацию: поставщик, производство, склад и клиент.
Рисунок 1. Цепь поставок для производственных компаний
Рисунок 1. Цепь поставок для производственных компаний
Цепочки производственных компаний, как правило, отличаются между собой количеством заводов и складов. Для производственных компаний FMСG сектора характерны более сложные мультиэшелонные цепочки поставок.

Мультиэшелонные цепочки поставок – цепочки поставок, в которых процесс производства и (или) распределения готовой продукции выполняется через несколько звеньев. Например, такими являются цепи поставок с организацией процессов производства полуфабрикатов и готовой продукции на разных заводах.
Рисунок 2. Цепь поставок производственных компаний с мультиэшелонным производственным процессом
Рисунок 2. Цепь поставок производственных компаний с мультиэшелонным производственным процессом (2 эшелона)
Особенностью управления цепочками поставок ритейл-компаний является наличие сети розничных магазинов и отсутствие собственных производственных площадок. Для крупных торговых сетей распределение продукции и пополнение магазинов происходит путем мультиэшелонного процесса товародвижения с наличием федеральных распределительных центров (ФРЦ) и региональных распределительных центров (РЦ) - рисунок 3.
Рисунок 3. Цепь поставок в ритейле (крупные торговые сети)
Рисунок 3. Цепь поставок в ритейле (крупные торговые сети)
Цепь поставок ключевых игроков маркетплейсов составляют продавцы, «онлайн-витрины», фулфилмент-центры, дарксторы или сортировочные центры, пункты выдачи заказов (ПВЗ), клиенты. Доставка до клиента может осуществляться как через складскую сеть маркетплейсов, так и напрямую со склада поставщика.
Рисунок 4. Цепь поставок маркетплейсов
Рисунок 4. Цепь поставок маркетплейсов
Цепь поставок для каналов реализации e-commerce отличается от цепочек маркетплейсов продажей от имени единого продавца и наличием поставщиков. Прямая доставка от поставщика до клиента в e-commerce цепочках исключена.
Рисунок 5. Цепь поставок для каналов e-commerce
Рисунок 5. Цепь поставок для каналов e-commerce

Классификация цепочек поставок

Цепочки поставок различаются не только в зависимости от канала реализации, но и от особенностей самого продукта, потребностей клиента, привлекаемого к перевозке транспорта и другим параметрам.

Цепочки поставок можно классифицировать по следующим признакам:

Сезонность: сезонные и несезонные

Примером сезонной является цепь поставок продуктов «фрукты, овощи». В осенний и зимний периоды цепь поставок данной категории определяется основными грузопотоками экспорта из Турции, Марокко, Аргентины, Китая, ЮАР, Египта и других стран. В летний и осенний периоды грузопотоки большинства номенклатур замещаются внутрироссийскими производителями, а урожай, превышающий внутренний спрос, отправляется на экспорт. Динамика изменения грузопотоков фруктов и овощей в весенне-летний сезон зачастую влияет и на необходимость внесения коррективов в управление цепочками поставок остальных несезонных продуктов. Большая часть всего автопарка южных регионов нашей страны привлечена к экспортным поставкам урожая, что приводит к сезонному росту тарифов на перевозки в ряде регионов и большой загрузке портов.

Род грузов: штучные, навалочные и насыпные, наливные, газообразные, опасные, негабаритные

Например, цепь поставок опасных грузов регламентируется особыми правилами перевозки грузов ДОПОГ (дорожной перевозки опасных грузов), которые накладывают ряд ограничений и требований к подвижному составу их стоянки и обслуживанию, к местам хранения грузов, особой сертификации и др. Род груза также определяет и необходимый для перевозки тип подвижного состава.

Срок годности: скоропортящиеся и нескоропортящиеся

Примером скоропортящихся товаров являются хлебобулочные изделия, охлажденное мясо, зелень. С целью сокращения сроков доставки для скоропортящихся товаров зачастую используют кросс-докинговые операции, в которых переработка продуктов происходит через склад напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения.

По скорости потребления: быстро реализуемый товар (fast mover), редко покупаемые товар (slow mover)

Разделение цепочек поставок на по скорости реализуемости товара позволяет компаниям оптимизировать свои складские мощности, сократить площади под размещение товаров.

Степень предсказуемости: предсказуемые и непредсказуемые

Непредсказуемым цепочкам поставок, как правило, предшествует какое-либо событие, меняющее ситуацию на рынке и требующее незамедлительных действий от его участников. Таким событием в 2020 году стало объявление пандемии Covid-19. Ограничение перемещений и сокращение социальных контактов вызвали незамедлительную реакцию рынка: формирование цепочек для онлайн-каналов реализации, создание дополнительной инфраструктуры и перераспределение ресурсов.

Характер перевозки и количество задействованных видов транспорта: унимодальные, мультимодальные, интермодальные, внутренние и международные, городские и межрегиональные

Характер перевозки определяет набор, последовательность и количество операций в управлении цепочками поставок, набор товаросопроводительной документации.

Унимодальная цепь поставок - доставка продукта осуществляется одним видом транспорта без промежуточных операций складирования и грузопереработки.

Мультимодальная цепь поставок - доставка продукта выполняется с использованием нескольких видов транспорта по единому перевозочному документу. Ответственность за весь процесс лежит на одном лице, организующем перевозку.

Интермодальная цепь поставок - доставка выполняется с использованием нескольких видов транспорта с разделением ответственности за перевозку между несколькими участниками цепи поставок по разным перевозочным документам.

Внутренняя цепь поставок - пункт отправления и пункт назначения расположены на территории одного государства.

Международная цепь поставок - звенья логистической цепи, пункт назначения и пункт отправления находятся в разных государствах.

Межрегиональная цепь поставок - маршрут доставки грузов пролегает на территории не менее двух субъектов Российской Федерации.

Городская цепь поставок - перевозка грузов выполняется на небольшие расстояния в пределах города.

Преобладающий вид транспорта: морские, железнодорожные, автомобильные, воздушные, речные

Основные факторы, влияющие на выбор вида транспортного средства – расстояние и требуемые сроки доставки. Как правило, на более коротких плечах доставки оптимальной является перевозка автомобильным транспортом. На выбор может влиять и ситуация на рынке подвижного состава. Дефицит полувагонов на сети в период с 2018 по 2019 год. вызвал существенный рост ставок пользования вагонами, что позволило конкурировать по стоимости автоперевозчикам дистанциях до 1 500 км.

Партионность отправок: повагонные, групповые вагонные, контейнерные, целыми автомобилями, мелкие сборные отправки

Партионность отправок определяется, прежде всего, потребностями в точке заказа, ограничениями по приемке и мощностями по хранению. Чем больше размер партии, тем ниже себестоимость доставки, приходящейся на единицу товара.

Сложность производственной или распределительной логистики: одноэшелонные и мультиэшелонные цепочки

Мультиэшелонная цепь характеризуется наличием двух и более звеньев в процессе производства и (или) распределения товаров. К примеру, наличие у компаний федеральных и региональных распределительных центров предполагает наличие мультиэшелонных цепочек с межфилиальными перемещениями.

Преимущества концепции управления цепочками поставок

За счет системного подхода концепции управления цепочками поставок удается синхронизировать все процессы и звенья цепи, добиться большей эффективности по сравнению с подходами, которые фокусируются только на одном бизнес-процессе.

Главным преимуществом концепции является объединение ресурсов и усилий всей цепочки поставок на достижение общих целей всех звеньев. Второй реальный плюс — это совместное определение и реализация идей по повышению эффективности логистической цепи поставок между всеми ее звеньями, скоординированное управлением цепочками поставок.

Перед фармацевтическими компаниями в 2017 году встал вопрос изменения цепочек поставок готовой продукции после вступления в силу приказа, регламентирующего соблюдение более 20 различных температурных режимов во время перевозки. Фактически для компаний это означало существенное удорожание стоимости доставки: привлечение транспорта меньшей вместимости, снижение загрузки кузова.

Некоторые компании совместно с партнерами, оказывающими услуги доставки, нашли решение и разработали концепцию «единого кузова», что позволило доставлять фармацевтическую продукцию разных режимов хранения в одном транспортном средстве. Все инвестиции, необходимые на переоснащение транспорта, были вложены контрагентами, оказывающими услуги перевозки фармацевтическим компаниям.

Таким образом, фармбизнесу совместно с партнерами удалось добиться общей цели, значительно сократить предполагаемый рост затрат на логистику и обеспечить бесперебойность поставок. Несмотря на вступление нового закона в силу, цена на лекарственные препараты осталась на приемлемом для рынка уровне.

Логистические посредники в управлении цепочками поставок

С каждым годом бизнес готов отдать на аутсорсинг все больше процессов, повышая уровень специализации и эффективности своих компаний. За счет роста доли процессов, переданных на выполнение сторонним организациям, значительно возрастает и роль посреднических связей.

Наиболее распространенными на рынке логистических услуг в России по-прежнему являются узкопрофильные логистические посредники: транспортные компании, склады, терминалы, порты, стивидорские и страховые компании, таможенные брокеры. Их относят к 2PL (Second Party Logistics) операторам. Полностью автономную логистику, где все операции логистической цепочки выполняются силами и средствами грузовладельца, относят к 1PL (First Party Logistics).

Однако, последние несколько лет ужесточается контроль в области регулирования правил и норм в транспортной сфере. На фоне пандемии Covid-19 сохраняется нестабильность грузопотоков, а демпинг цен на рынке перевозок приобретает массовый характер. Совокупность этих факторов все больше подталкивает логистических посредников к слияниям. Это приводит к образованию более устойчивых логистических провайдеров, готовых предоставить широкий и качественный спектр услуг, гарантировать более устойчивые предложения по ценам на услуги. Так стали появляться 3PL, 4PL и 5PL операторы.

3PL (Third Party Logistics) операторы специализируются на оказании комплекса услуг в обеспечении операций в управлении цепочками поставок. К таким операциям чаще всего относятся доставка, складское хранение, различные экспедиторские услуги. Примером 3PL операторов являются такие известные компании как DHL, American Express.

4PL (Fourth Party Logistics) оператору помимо всех операций с продуктом в цепочке поставок передается еще и весь процесс планирования и управления цепочками поставок. На операторах такого порядка ложится и большая ответственность за спектр оказываемых услуг, что, в свою очередь, приводит к финансовым рискам, которые неминуемо отражаются в ценах на условия сотрудничества. К примеру, такие компании как Ford, Mazda, Sollers, Sony, Toshiba являются пользователями услуг 4PL операторов.

5PL (Fifth Party Logistics) – логистические операторы, которые, помимо управления процессами организации, планирования и управления цепочками поставок, создают виртуальные площадки для продажи продукции, так называемые «онлайн-витрины». К таким провайдерам относятся известные маркетплейсы OZON, Wildberries, AliExpress и другие.

Говоря о посредниках в логистических цепочках, необходимо отметить и посредников, предоставляющих ИТ-продукты и (или) услуги. В настоящее время на рынке представлен широкий спектр предложений в области цифровизации, автоматизации и оптимизации процессов управления цепочками поставок.
Поделиться в социальных сетях
Подпишитесь на обновления в блоге
Когда появится новый полезный материал, мы сразу отправим вам его на почту!
Подпишитесь на обновления в блоге
Когда появится новый полезный материал, мы сразу отправим вам его на почту!
Читайте также